пятница, 4 февраля 2011 г.

Не всякий девиз становится миссией – не всякая миссия становится девизом, или к вопросу о том, что мы покупаем в бизнес-школах

Когда меня спрашивают, какой критерий при выборе бизнес-школы я считаю наиболее значимым, я всегда отвечаю: внимательно читайте миссию и ценности уважаемого учебного заведения.А потом соотносите со своими собственными. Если Ваша миссия и миссия школы, которую Вы выбираете, не противоречат друг другу, имеет смысл, по крайней мере, познакомиться. А уж если они совпадают – шагайте смело вперед и открывайте дверь – ведь за этой миссией стоит мнение тысяч других людей, выбравших именно ее. Удивительно, как различается hidden agenda в миссиях школ и слоганах программ не только от школы к школе, но и от страны к стране, и даже от региона к региону. При исследовании этого вопроса возникают совершенно прекрасные политико-семантические связки.

· We educate leaders who make a difference in the world.
· Shape the Future. Make a Difference.
· MBA with a difference. For those who will be making the difference.

Спешу обратить Ваше внимание, что это три разных слогана трех разных школ. Две из них американские. Старейшие американские университеты, на базе которых выросли известнейшие бизнес-школы. Harvard & Stanford. Собственно, Harvard , не стесняясь, заявляет «50 летнюю историю исследования и обучения предпринимательству» главным конкурентным преимуществом. Что и говорить, с позиции всемирной истории это существенный вклад в копилку бизнес-образования. Stanford, наоборот, апеллирует к будущему: We prepare you for the future. We empower you to make a difference. Что весьма логично, если проследить за историей появления и развития блока бизнес-образования в Stanford. Кстати, возможно, именно с устремлением в будущее связан и срок обучения на их программе МВА – 21 месяц – максимальный на сегодняшний день из всех программ на планете Земля. Американские школы – почти все! – призывают make the difference, часто с очевидным вектором будущего или даже пожизненного образования...*[1]
[1] Пример: an education that lasts — and evolves — over a lifetime. Columbia Business School.
А вот MBA with a difference - это СКОЛКОВО.
МВА, отличный от других. Для тех, кто и сам отличен. Даже в русской интерпретации растекается сладостью на языке эта вкусная игра слов: «отличен от» или «отличен» как the best - ? Но это далеко не клонирование американского рецепта Если добавить ингредиент общей миссии школы – Helping successful people becoming more successful – логичным образом появляется как раз та отличность (во всех смыслах), которую проповедуют и в слоганах отдельных образовательных программ этой школы.
Совершенно иначе выглядит семейство европейских бизнес-школ. Старая добрая матушка-Европа на скрижалях своей истории запечатлела и походы Александра Македонского, и Великое Переселение Народов, и колонизацию стран, получивших независимость ближе к 50ым г.г. 20 века... (Прошу заметить, ровно в тот период, когда в Европе и Америке уже открывались первые бизнес-школы на Кампусах старейших университетов высшего образования). Империалистические замашки породили огромное чувство вины перед всем остальным миром, и возможно, дали почву новым размышлениям об успешной интеграции в пространство, выходящее за рамки родной страны. Только теперь эта почва получила новые всходы на ниве интернационализации:

· Develop business leaders with cross-cultural insights and creative problem-solving skills (INSEAD)
· A one year challenge in a small, high caliber international group (IMD)
· Cross-cultural learning environment: one that transforms inspires and impacts your future (IESE)
И, наконец, вымоченная в соусе глокализации вишенка на вершине этого интернационального пирога:
· London experience. World impact (London Business School)

Список можно продолжать... Это действительно закономерность, а не статистическое нарушение, что подтверждается, например, экспансией Кампусов за пределы исторической родины, впервые начатой именно европейскими школами (например, INSEAD, IESE)

И тем не менее, чтобы стрелка компаса указала верное направление, где-то должен находиться и противоположный полюс.На глобусе мирового бизнес-образования он тоже есть. Это бизнес-школы Востока и развивающихся рынков.

О, вот это совершенно особый сегмент, мало изученный, стартовавший значительно позднее тиранозавров бизнес-образования – Америки и Европы - и потому дико интересный. Для кого строились бизнес-школы в Китае, Индии, Сингапуре? Отвечают они сами:
· For people who are driven by the desire to make a difference, in China and abroad. (CIEBS, China)
Что они дают? –
· Deep Asian insights while giving you a global perspective (NUS Business school, Singapore)

и, наконец, что они делают? -
· Research-driven, independent management institution that grooms future leaders for India and the world (ISB, India)
На самом деле это был тест на логику. Проверочное задание: ответьте на вопрос почему...
(Правильный ответ: «Future belongs to India», ISB)
Причем это совершенно осмысленное заявление, выражающееся в массе других особенностей их МВА-программы и требованиях к обучающимся (например: Non-Chinese speaking students are required to learn Chinese and pass the CEIBS Chinese language assessment to facilitate their MBA study and future career in China)

У ISB такой заботы, очевидно, нет. Ведь у этой международной школы необыкновенный процент иностранных студентов: 5%.Соответственно остальным 95% отечественным студентам язык родной страны дополнительно изучать нет необходимости.
Так что же кроется за миссией бизнес-школы и слоганом МВА-программы? Призыв изменить мир и «увидеть разницу» у американцев, возможность проплыть на волнах кросс-культуры, словив встречный ветер интернациональности и глобализации у европейских школ, почувствовать восточную изюмину и распробовать эту специфику на вкус в школах развивающихся стран... Суть школы? Ее душа? Производные от рациональных аргументов?

Вы покупаете то, что вы покупаете.Вы выбираете то, что записано в вашем культурном и социальном генокоде. У каждого он свой. Взаимозависимость между проживанием в какой-либо стране и формированием внутренней миссии каждого человека не иследована и потому не установлена. А за неимением фактов – нет доказательств.

Просто поступая в бизнес-школу, вы покупаете не только бизнес-образование и приобщаетесь не только к знаниям, которые даст МВА. Ваша школа – ваша миссия. Ваш выбор – вам за него отвечать.
С гламудростью,
Yunnatka

1 комментарий:

  1. Респект! Инетресная статья! Я года назад общался с европейскими Б.школами. Восновном было забавно разговаривать с историческим солидняком из западной европы. На вопрос, заданный одной английской б.ш., "Чем ваша школа хороша?", солидныф старичок ответил "Мы англиская бизнес школа!", то же было и с парой итальянских. Но что интересно в молодых школах прослеживалась тенденция специализации МБА. например Австрияки предлагали МБА с уклоном в аномную энергетику и нефтегазовый бизнес. Одна итальянские школа дедала ставку на предпринимателское МБА. А вот Немцы вообще блестнули реформой (молодцы надо сказать!) отказавшись от перечитываня 20 летних гарвадских case studies ввели life studies( сопсна те же кейсы, только из профессиональной, современной жизни студентов.
    Большой привет Гаррисону (он у вас маркетинг читает) от его студента Якова из Будапешта :)
    Еще раз респект за статью Юннатка, и ол зе бест! :)

    ОтветитьУдалить